Круглый стол по проблемам развития региональных систем капитального ремонта в ГД РФ с участием представителей НП «Модернизация МКД»

На прошедшем 29 июля в стенах Государственной Думы круглом столе, представители 18
регионов страны и федеральных органов власти обсудили актуальные проблемы и перспективы созданных в
этом году в России региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. Представители
профильных министерств, администраций и региональных операторов обменялись опытом и примерами
тиражирования лучших практик. Главной повесткой рабочей встречи стали дополнительные источники
финансирования работ по капитальному ремонту жилого фонда в рамках региональных Программ и Планов
по капремонту на ближайшие годы.
На встрече был представлен Пилотный проект «Энергосберегающая модернизация МКД»,
направленный на использование собственного инвестиционного потенциала многоквартирных домов.
Выработан алгоритм и дальнейшие шаги регионов для участия в данном проекте. Состоялся обмен мнениями
по перспективам развития законодательной базы для реализации инвестиционного потенциала жилого
фонда.

Посмотреть пресс-релиз по итогам круглого стола

Мировой опыт выделяет всего два механизма, по которым осуществляется внебюджетное
финансирование капитального ремонта жилого фонда: банковский кредит и использование части общего
имущества. Перспективность использования банковского кредита без широкой государственной поддержки
сомнительна. В настоящее время подобные кредитные продукты слабо представлены и не пользуются
спросом как со стороны собственников (высокий размер платежей), так и самих банков (высокие риски,
отсутствие залога). В тоже время использование части общего имущества многоквартирного дома является
привлекательным, но не проработанным инструментом как для собственников (освобождение от взносов по
статье капитальный ремонт, возможность расширить перечень работ), так и для инвестора (доходность
инвестиций, срок окупаемости проектов).
Выводы позволяют судить о том, что многоквартирный жилой фонд обладает значительной
инвестиционной емкостью, и его значительная часть (до 5%) может быть отремонтирована без привлечения
средств собственников или бюджетных источников. Отмечена перспективность создания на базе Пилотного
проекта государственно-частного партнерства (ГЧП).
В силу низкой себестоимости создаваемого в результате реконструкции жилья, особое
внимание рекомендовано уделить возможности применения Пилотного проекта в
региональных и муниципальных Программах по расселению аварийного фонда,
ведомственных и социальных программах.